Current 93 (UK)
Изобретатель жанра апокалиптик-фолк, легенда британского андеграунда, трубадур эзотерических истин Дэвид Тибет и его группа Current 93 возвращаются в Россию. В этом году проект отмечает свое 30-летие, и московский концерт претендует на видное место в череде праздничных выступлений.
Причины взаимной любви России и Дэвида Тибета — английского поэта, музыканта, художника, лежат в плоскости трудных рифм и судьбоносных намеков. Всматриваясь в духовные метания британца, скрупулезно документированные дискографией, легко поймать себя на мысли, что в них есть что-то глубоко родное, русское, “достоевское”.
Стартовав в 1980-е на одной пост-индустриальной волне с Coil, Psychic TV и Death in June, Дэвид Тибет жег перед публикой кресты и цитировал Кроули под оккультный рев синтезаторов. Ведомые богоискательством и ростом психоделической эрудиции своего лидера, к началу 90-х Current 93 сменили стиль на более субтильный, акустический. Для обозначения этих душераздирающих колыбельных критикам понадобился термин “апокалиптик фолк”. Пройдя этап фортепьянного минимализма, в новом миллениуме группа зашла на очередной экспериментальный виток, освоив территории сладжа и гитарного нойза. Последние записи — это очередной тихий омут, куда предстоит на свой страх и риск заглянуть московским слушателям.
Current 93 всегда являлись в сложносочиненном составе, и у апрельского приезда есть свои особенности. Впервые на московскую сцену поднимется Майкл Кэшмор, личность сама по себе знаковая. Присоединившись к проекту в 1990-м, он спродюсировал альбомы золотого «апокалиптического» периода группы, включая Thunder Perfect Mind, Of Ruine or Some Blazzing Stare и All the Pretty Little Horses и фактически выступил соавтором многих знаковых композиций. В арсенале Кэшмора имеется собственный, культовый среди адептов дарк-фолка проект Nature and Organisation, сочетавший хрупкие песни с абразивной электроникой.
В разное время c Current 93 и Тибетом работали такие непохожие, но неизменно важные для модерн-арта персоны, как Бойд Райс и Бьорк, Ник Кейв и Саша Грей, Свен «Маньяк» (Mayhem) и Марк Алмонд, Уилл Олдхэм и Джон Бэланс. Однако направление “Потока Девяности Три” оставалась неизменным: Тибет всегда пел о пути к «миру горнему», безоглядном и личном, который привел его в конце концов к христианству. Правда, в его причудливой, гностической версии — и музыкант даже учит по этому случаю коптский язык.
Стоит ли удивляться, что такой человек влюбился в Россию еще до первого приезда. Своеобразный заочный контакт со страной Тибет установил еще в начале 1990-х, когда познакомился в Лондоне с Сергеем Курехиным, еще одним визионером и конструктором миров. Ну а за визиты минувших лет обнаружилось, что Дэвид — давний ценитель философии Владимира Соловьева, Скрябина и православных подвижников.
Покровитель аутсайдеров и отверженных, Тибет издавал безумного поэта графа Стенбока и художника-шизофреника Луиса Вейна (он и сам рисует в стиле ар-брют), вернул на свет божий забытого певца 60-х Саймона Фина и дал путевку в жизнь сладкоголосому андрогину Энтони. Фактически он собрал вокруг себя целую семью предшественников и последователей с явным преобладанием религиозных мистиков различных мастей и городских сумасшедших — все они охотно помогают Тибету на концертах, где со всей яркостью проступают исповедальная пылкость, графоманский размах — та манера, о которой бы Летов сказал “скок на облако, прыг под землю”. Эти свойства складываются в интуитивно понятный характер: конечно, это юродивый, поэт, который осмеливается говорить о том, о чем другие предпочитают молчать.